ЧЕЛЯБИНСК-ГЛАВНЫЙ – «ЦИФРОВАЯ СТАНЦИЯ»

22.09.2020

В 2018 году самая крупная станция на Южно-Уральской железной дороге и одна из важнейших сортировочных станций на Транссибирской магистрали — ст. Челябинск-Главный — была включена в проект «Цифровая станция». За прошедшие два года был реализован ряд проектов по приведению ее технологического комплекса к цифровой модели и внедрению систем, позволяющих часть операций с грузовыми поездами и вагонами производить в автоматическом режиме.

Сотрудники Уральского проектно-изыскательского института транспортного строительства совместно с Ростовским филиалом научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (Ростовский филиал АО «НИИАС») внесли свой вклад во внедрение современных разработок и технологий на станции Челябинск-Главный. С октября 2019 года по март 2020 года выполнялись проектные работы, и на данный момент на станции идут пуско-наладочные работы.

По проекту ОАО «Уралгипротранс» на станции была внедрена система контроля перемещения вагонов и локомотивов (СКПИ ПВЛ РВ), разработанная Ростовским филиалом АО «НИИАС». Данная система позволяет в режиме реального времени фиксировать передвижения составов на станции в горизонтальных парках и маневровых районах, передавать информацию о начале и завершении технологических операций, автоматически закреплять грузовые составы. Теперь рабочие места дежурных по сортировочной горке снабжены «интеллектуальными пультами», а система контроля инвентарных номеров вагонов позволяет распознавать и считывать их номера. Благодаря СКПИ ПВЛ РВ увеличивается скорость и точность идентификации составов, сокращается время простоя вагонов, повышается исполнительская дисциплина в подразделениях и службах, оперативность и качество принимаемых решений, а также квалификация управленческого и оперативного персонала.

С помощью анализа накопленных объективных данных контроля технологической ситуации «от колеса» можно оптимизировать эксплуатационную работу, отыскивать «узкие» места и выявлять малоэффективные операции в технологическом процессе управления сортировочной станцией.

Одним из таких «узких» мест является применяемая повсеместно технология закрепления составов в сортировочных парках тормозными башмаками, укладываемыми под колеса вагонов составителями поездов вручную. Их установка и снятие может длиться до получаса, что значительно увеличивает время простоя вагонов на технических станциях. Чтобы этого избежать, для предотвращения несанкционированного ухода вагонов в сторону выходных горловин сортировочных станций на станции Челябинск-Главный по проекту ОАО «Уралгипротранс» на станции предусмотрено её оснащение балочными заграждающими устройствами с дистанционным управлением для сортировочных путей БЗУ-ДУ-СП2К, разработанные концерном «Трансмаш» и не имеющие своих аналогов в мире. Впервые они были внедрены несколько лет назад на ст. Бердяуш и ст. Елец Юго-Восточной железной дороги, а на данный момент успешно прошли приемочные испытания и рекомендованы к применению на сети железных дорог ОАО «РЖД».

БЗУ-ДУ-СП2К — это специальное тормозное устройство, выполненное в виде балочной конструкции. Оно монтируется на рельсошпальной решетке. Тормозные механизмы устройства, расположенные вдоль обоих рельсов, имеют два положения: рабочее и нерабочее. В рабочем положении тормозные балки приближены к ходовым рельсам пути на расстояние, позволяющее фрикционно воздействовать на колеса подвижного состава изнутри колеи. В нерабочем положении тормозные балки отведены от ходовых рельсов на расстояние, обеспечивающее свободный пропуск колес подвижного состава, включая маневровые локомотивы, без торможения. Каждое БЗУ-ДУ-СП2К оборудуется гидравлическим приводом.

Оснащение станции устройствами БЗУ-ДУ-СП2К позволяет отказаться от ручного травмоопасного труда составителей и регулировщиков скорости на сортировочных станциях, обеспечивает повышение безопасности эксплуатации при проведении маневровой работы, значительно сокращает время на операции закрепления и раскрепления вагонов.

Кроме оборудования станции системой контроля перемещения вагонов и локомотивов и балочными заграждающими устройствами с дистанционным управлением для сортировочных путей по проекту ОАО «Уралгипротранс» были выполнены:

 планировка территории и мероприятия по её благоустройству;
 возведены модульное здание поста ЭЦ-ТМ и модуль МПР;
 работы по реконструкции поста ЭЦ четной горки (СТЦ-2), включая его оборудование системами кондиционирования, видеонаблюдения и автоматического пожаротушения;
 устройство ручной шланговой пневмоочистки стрелочных переводов от снега;
 установка двух блочных комплектных трансформаторных подстанций;
 переустройство волоконно-оптических кабелей связи.

Таким образом, в результате реализации задач развития систем управления сортировочными процессами станция Челябинск-Главный будет работать на качественно новом уровне. Благодаря этому повысится безопасность и перерабатывающая способность железнодорожных линий и сортировочной станции.