Средне-Уральский широтный ход

24.02.2021

... МОГУЩЕСТВО РОССИИ СИБИРЬЮ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ!
М.В. ЛОМОНОСОВ

9 февраля состоялось заседание технико-технологического совета под председательством начальника Свердловской железной дороги Ивана Колесникова, на котором обсуждался проект строительства Средне-Уральского широтного хода, выполненного специалистами Уральского проектно-изыскательского института транспортного строительства и Свердловской железной дороги.

Концепцию создания Средне-Уральского широтного хода участникам заседания представил главный инженер — заместитель генерального директора ОАО «Уралгипротранс» Пётр Евдокимов.

В данной работе разработан вариант пропуска грузопотока Тюменского Севера, следующего в широтном направлении, по вновь создаваемому Средне-Уральскому широтному ходу по направлению Большесельская — Тавда — Егоршино — Смычка — Кукуштан — Пибаньшур с обходом крупнейших на Свердловской железной дороге узлов Пермского, Екатеринбургского и Тюменского железнодорожных узлов.

Создание нового широтного хода предполагается осуществить в три этапа, каждый из которых может создаваться и эксплуатироваться самостоятельно и даст необходимый эффект.

I этап — строительство новой однопутной железнодорожной линии Большесельская — Тавда на тепловозной тяге и усиление однопутных участков Тавда — Егоршино и Егоршино — Аппаратная;

II этап — строительство двухпутного электрифицированного обхода Пермского железнодорожного узла по направлению Кукуштан — Пибаньшур с однопутным мостом через р. Кама;

III этап — строительство новой однопутной электрифицированной железнодорожной линии Смычка — Кын — Кукуштан и усиление однопутных электрифицированных участков Егоршино — Алапаевск и Алапаевск — Смычка.

Строительство Средне-Уральского широтного хода в пределах Свердловской железной дороги имеет следующие преимущества:

Существенное уменьшение объема инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры для пропуска намечаемых размеров поездопотоков.

Сокращение сроков строительства, поскольку оно будет осуществляться, в основном, на нестесненных застройкой территориях и при отсутствии движения поездов.

Использование существующих малодеятельных участков Свердловской железной дороги для пропуска дополнительного поездопотока.

Создание стимулов для социально-экономического развития территорий Пермского края, Свердловской и Тюменской областей в районах прохождения вновь строящихся участков хода.

Возможность использования вновь создаваемого широтного хода в качестве звена Северо-Сибирской железнодорожной магистрали для обеспечения дополнительного выхода из района БАМа в Европейскую часть страны. Существенное повышение устойчивости и надежности работы трансъевразийского железнодорожного коридора, снижение рисков, связанных с прохождением южной ветви Транссиба (Омск — Курган) по территории Казахстана.

Роль основной подъездной магистрали для завоза строительных грузов, рельсов, железобетонных изделий, металлоконструкций и др. из районов Среднего и Южного Урала для обеспечения районов Тюменского Севера, в том числе для возможного строительства Северного широтного хода.

Возможность введения на не электрифицируемых участках Средне-Уральского широтного хода газотурбовозной тяги со значительным увеличением веса составов и их длины на этих участках.

Перспектива построения оптимальной сети железнодорожного транспорта в Урало-Сибирском регионе (генерация строительства новых железнодорожных линий Тобольск (Большесельский) — Татарская; Егоршино — Алапаевск (оптимизация широтного направления); Тюмень — Курган (региональные связи).

Реализация намеченного позволит значительно поднять пропускную и провозную способности указанных магистралей и обеспечит транспортировку экспортных, преимущественно сырьевых грузов из Восточной Сибири в направлении портов Приморья и станций на границе с Китаем.

По итогам совещания было принято решение о дальнейшей проработке проекта Средне-Уральского широтного хода специалистами проектно-изыскательского института совместно с причастными дирекциями и службами Свердловской железной дороги. Кроме того, для осуществления проекта необходимо будет внести ряд изменений в схему территориального планирования Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, а также включить данный проект в стратегические документы развития железнодорожного транспорта РФ.