ОТДЕЛ МОСТОВ

08.09.2021

В том или ином виде, отдел мостов существовал с момента образования института. При создании в июне 1936 года Уральской проектной конторы Союзтранспроекта — Уралтрансппроекта, в составе сектора «Узлов и станций» стала функционировать бригада по проектированию искусственных сооружений. До 40-х годов мостовики участвовали в проектировании искусственных сооружений на вторых путях железнодорожных линий Свердловск — Вагай, Челябинск — Еманжелинская, а также небольших транспортных объектах.

yemanzhelinskaya

С началом Великой Отечественной войны состав бригады пополнился эвакуированными сотрудниками других предприятий и, если до войны количественный состав бригады составлял порядка 4-5 сотрудников, то в военный период он увеличился до 8-9 человек. Значительно выросла и нагрузка — проектировщики участвовали в разработке усиления железнодорожной линии Надеждинск (Серов) — Сосьва Свердловской железной дороги, проектировании искусственных сооружений железнодорожных узлов Надеждинск, Нижний Тагил, Северного обхода Свердловского железнодорожного узла, второго пути на линии Челябинск — Еманжелинская Южно-Уральской железной дороги и других объектов.

В послевоенное время вместо вернувшихся из эвакуации инженеров были приглашены новые сотрудники, а в 1952 году, в результате реорганизации структуры института, бригада была преобразована в самостоятельный отдел искусственных сооружений. В 50-е годы были запроектированы такие объекты как пешеходный мост на станции Свердловск-Сортировочная, мосты и трубы на вторых путях железнодорожных линий на участках Агрыз — Вятские Поляны, Челябинск — Дубровка, железнодорожных линий Миасс — Учалы (98 км) и Качканарскому горно-обогатительному комбинату (44 км).

bluchera

С марта 1965 года отдел искусственных сооружений был переименован в отдел мостов, численный состав подразделения к тому моменту достигал уже 36 человек. Среди работ этого времени можно отметить проектирование железнодорожных мостов под второй путь через р. Ишим у г. Ишим длиной 387 м и через реку Тобол вблизи станции Ялуторовск, автодорожного путепровода с путепроводной развязкой на станции Оренбург, совмещенных мостов под автодорожное и железнодорожное движение через р. Тавду на линии Тавда — Сотник и через водохранилище на реке Рефт, автодорожного моста через р. Исеть в г. Долматово, ряда путепроводов (по ул. Восточной — Первомайской, ул. Малышева и др. в г. Свердловске, а также многих других искусственных сооружений в составе проектируемых новых железнодорожных линий Решоты — Богучаны Восточно-Сибирской железной дороги (протяженностью 309 км), Решеты — Арамиль Свердловской железной дороги (60 км), вторых путей железнодорожных линий Гороблагодатская — Свердловск, Кизел — Соликамск, Дружинино — Свердловск Свердловской железной дороги, достройки новой железнодорожной линии Звезда — Пугачевск Куйбышевской железной дороги.

malysheva

Следующее десятилетие для отдела ознаменовалось ростом объема работ и численного состава сотрудников, который к 1975 вырос до 48 человек. За десятилетие отделом выполнены проекты десятков мостов, путепроводов и других искусственных сооружений. Запроектированы по самостоятельным титулам и сданы в эксплуатацию большие мосты через Лозьву и Пелым на железнодорожной линии Ивдель — Сергино, мост через р. Исеть у станции Долматово, путепроводы по ул. Малышева и ул. Шефской в Свердловске, построены первые подземные пешеходные переходы в Свердловске по ул. Челюскинцев и мост через р. Пышму в г. Талице, пущены в эксплуатацию железнодорожные мосты через р. Ишим на линии Тюмень — Вагай, через реки Бирюсу и Чуну новой железнодорожной линии Решоты — Богучаны, совмещенный мост через водохранилище Рефтинской ГРЭС, автодорожный путепровод на 7 км железнодорожной линии Челябинск — Еманжелинская с преднапряженными балками пролетных строений индивидуальной проектировки. Большой объем работ отдел выполнил при проектировании искусственных сооружений вторых путей Дружинино — Свердловск и Гороблагодатская — Свердловск, Кизел — Соликамск.

Рост продолжился и в следующее десятилетие — на конец 1981 года количество сотрудников отдела составляло максимальную цифру за всю историю института — 63 человека. За истекшее десятилетие проектировались и строились искусственные сооружения в составе многих новых железнодорожных линий и вторых путей: Новосергиевская (Погромное) — Пугачевск, Ачинск — Красная Сопка, Решеты — Арамиль, Богданович — Рефт, Левшино — Чусовская, Левитино — Ярино; электрификации железнодорожных линий Богданович — Тюмень, Тюмень — Называевская и др. Разрабатывались рабочие чертежи десятков мостов и водопропускных труб на участках Улагир — Февральск и Бамовская — Тында Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. По отдельным титулам проектировались и были введены в эксплуатацию многие мосты и путепроводы: путепровод длиной 482м по ул. Блюхера и трамвайные эстакады в г. Свердловске, большие мосты через р. Белую и Дему в Башкирской АССР и мосты в г. Сарапуле Удмуртской АССР, эстакада длиной 195 м на 25 км автодороги Свердловск — Ревда (Пермь), путепровод через железнодорожные пути в г. Кургане и др.

Следующий этап в истории отдела связан с периодом значительных преобразований в стране, возникшим экономическим кризисом и, как следствие недозагрузкой отдела, что обусловило, в том числе, и сокращение численности подразделения — так, к 2006 году в отделе работал уже 31 сотрудник.

Загрузка отдела в этот период имела скачкообразный вид. Вторая половина восьмидесятых годов характерна большой загрузкой. Особенно много работ выполнялось по правительственной программе развития автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР. В соответствии с ней, отделом были спроектированы сотни мостов, путепроводов и водопропускных труб на автомобильных дорогах Пермской и Свердловской областей. Продолжалось проектирование искусственных сооружений на объектах железнодорожного транспорта (вторые пути Богданович — Рефт, Решеты — Арамиль, Ачинск — Красная Сопка, Баженово — Изумруд, участки новой железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск и т.п.), больших железнодорожных мостов по отдельным титулам.

polazna

В начале 90-х годов объемы выполняемых работ сократились, а с середины десятилетия снова начался их рост. К середине нулевых были запроектированы и построены такие сооружения, как железнодорожные мосты через р. Брусянку и р. Утку длиной около 300 м на Свердловской железной дороги, через р. Исеть, р. Самару и р. Миасс длиной свыше 300 м на Южно-Уральской железной дороге, эстакады длиной свыше 500 м на кольцевой автодороге вокруг Екатеринбурга и через р. Полазну на автодороге Пермь — Березники, пешеходные мосты длиной свыше 400 м на станциях Свердловск-Сорт. и Пермь-Сорт., несколько подземных пешеходных переходов и подпорная стена высотой 10 м и длиной 300 м по ул. Токарей в г. Екатеринбурге, два пешеходных тоннеля на вокзале Сверловск — Пасс., большие автодорожные мосты через р. Чусовую у г. Ревды, р Урал у г. Магнитогорска, р. Сосьву у д. Поспелково на автодороге Серов — Сосьва — Гари и р. Ик в Башкортостане, мосты и путепроводы в городах Екатеринбурге, Перми, Кургане, Челябинске, Уфе, Ачинске, Медногорске, искусственные сооружения на железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск и на автомобильных дорогах Урала, а также многие другие сооружения. Специалисты отдела приняли участие и в проектировании зарубежных объектов, в частности моста через р. Ефрат в Сирии и в восстановлении мостов на железной дороге Мапуту — границе с ЮАР в Мозамбике.

rastochnaya
egoshiha

И сегодня отдел играет важную роль в развитии отечественной транспортной инфраструктуры. Изменился подход к проектированию — большое значение придается облику мостовых сооружений, применяются современные технологии мостостроения. По проектам отдела построены такие сооружения, как мосты через р. Исеть по ул. Фурманова и Машинной, путепровод по ул. Шевченко, криволинейный съезд малого радиуса на транспортной развязке по ул. Бебеля — Технической-Ольховской в г. Екатеринбурге, мост через р. Егошиху по ул. Революции в Перми.

bazovy_oid
bazovy_new

Важными работами, реализованными в последние годы, стали проекты автодорожного мостового перехода через Нижнетагильский пруд в Нижнем Тагиле, а также знаковые для Екатеринбурга объекты — строительство транспортной развязки на пересечении скоростного кольца по пер. Базовому с ул. Комсомольской и Сибирским трактом, транспортная развязка на пересечении ул. Расточная с Ново-Серовским вводом и реконструкция моста через р. Исеть с реконструкцией улиц Челюскинцев, Гражданской, Б. Ельцина и н. Никонова.

makarovskiy