Конкурс профессионального мастерства архитекторов «Арх-идея»

26.07.2014

24 июля в Екатеринбурге в рамках подготовки к празднованию Дня строителя прошел третий по счету конкурс профессионального мастерства архитекторов «Арх-идея».

 

В нынешнем, 2014 году, его проводили, по исключительно актуальной теме: «Символ города на кровле павильона подъёмных механизмов плотины Городского пруда». В качестве задания молодым и практикующим архитекторам предложили создать эскиз монумента либо инсталляции, которые могли бы не только украсить кровлю плотины, но и стать в определенном смысле символом нашего города.

 

Участникам выдали чертежную подоснову участка, предоставили исторические материалы, включающие виды плотины в разные годы ее существования.

 

Конкурс проходил в формате клаузуры — экзаменационной работы, которая проводится в архитектурных учебных заведениях: за короткий промежуток времени участник разрабатывает концепцию осенившей его идеи, и эффектно презентует её жюри. В целом это набросок, цель которого не в точности, а в том, чтобы показать концепцию. У архитекторов было совсем немного времени — всего 5 часов, и ограниченный диапазон возможностей: всё творчество — от руки.

 

Всего в конкурсе участвовали 17 человек, представившие 12 проектов. Их работы оценивало жюри, в составе которого были преподаватели УралГАХА, архитекторы, скульпторы, представители администрации Екатеринбурга. Среди критериев оценки были масштабность работ, сочетание их стилистики с городской средой, техника исполнения, композиция, чёткость графики, выразительность.

 

Победителем стал Артур Зиганшин — главный архитектор архитектурно-строительного отдела ОАО «Уралгипротранс», заслуживший признание в профессиональной среде своей работой над интерьерами станций метро «Ботаническая» и «Чкаловская». Его прозрачный куб с действующей моделью плотины и стеклянными мостками над реальным водным потоком выделялся из всего представленного на конкурс изысканным лаконизмом и композиционной завершенностью.

— Знаменитые строения, ставшие символами городов — такие, как Эйфелева башня в Париже или собор Василия Блаженного в Москве, — никогда не строились как символические здания, этот смысл они приобрели позднее. Наша плотина обладает таким смыслом давно, — рассказал Артур. — Я просто хотел наполнить старый символ Екатеринбурга новым содержанием. В начале своего строительства город на планах представлял собой квадрат, разделённый на три части рекой, а в центре его была плотина. Тот небольшой локальный объект, который я предложил установить на месте, где были олимпийские часы, — отсылка к этой исторической реалии. Мой проект — это стеклянный куб, тоже разделённый на три части. Две боковые части пусты, а в центральной находится действующий макет плотины. Большинство горожан не представляет себе, как она устроена. А тут они смогут увидеть, как функционирует это инженерное сооружение.

 

Также Артур Зиганшин предложил заменить на пешеходной части Плотинки некоторое количество теперешнего покрытия бронированным стеклом, сквозь которое было бы видно, как в механизмы плотины втекает вода. Для красоты это будет подсвечиваться.

 

— Этот проект понравился нам своим чистым решением, открытием сути процессов, — объяснил представитель жюри, член правления Свердловской организации Союза архитекторов России Андрей Молоков. — Он предлагает екатеринбуржцам и гостям города увидеть стихию под своими ногами, ощутить магию энергии воды.

 

В конкурсе «Арх-идея» приняли участие еще три сотрудника ОАО «Уралгипротранс», предложив не менее интересные варианты:

 

 

Игорь Катаков решив, что нельзя ставить на этом месте что-то громоздкое, закрывающее обзор, предложил поставить на смотровой площадке фонтан. А рядом с фонтаном – проекторы, чтобы на водяных струях появлялись почти живые картинки – даже фильмы показывать можно, в теории. Асимметричная арка и контур фонтанов – символ соединения Европы и Азии, "рифмующийся" со всем известной стелой.

 

Дарья Баранова в своей работе предложила почти весь мост сделать частью инсталляции, например, украсив его    чем-то вроде сдвинутых тектонических плит в месте соединения континентов, и с площадкой в центре.

 

Александр Ананьев решил разместить над Плотинкой стеклянную смотровую площадку в виде подковы-дуги, с лестницей и лифтом, чтобы гости города и романтики могли сюда подниматься и любоваться панорамой пруда.

Умение быстро выдать художественную идею, воплотить ее в графике и внятно презентовать компетентной аудитории — важные составляющие профессии архитектора, и тот, кто преуспевает в этом деле, безусловно, заслуживает поощрения как творческая личность.

— Привлечение профессионалов к решению вопроса, волнующего широкие круги городской общественности — это не точка в дискуссии, но это новый ее поворот, способный придать дополнительный творческий импульс публичному обсуждению, — подчеркнул заместитель главы администрации Екатеринбурга Сергей Мямин, являющийся председателем конкурсной комиссии.