Всероссийске совещание по развитию метрополитенов

10.10.2017

Наш проектно-изыскательский институт, являясь генеральным проектировщиком метрополитена г. Екатеринбурга, не только следит за развитием и новыми тенденциями освоения подземного пространства с профессиональной точки зрения, но и всей душой радеет за развитие метрополитена в своем родном городе, который является перспективной альтернативой наземному транспорту. Не оставляя надежды на то, что метрополитен в городе Екатеринбурге не ограничится 9 станциями, представители ОАО «Уралгипротранс» принимают активное участие в обсуждении актуальных проблем по его развитию, в том числе и на административном уровне.

21 сентября 2017 года специалисты ОАО «Уралгипротранс» совместно с представителями органов государственной власти и ведущими экспертами в области метростроения и подземного строительства из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска, а также представителями Беларуси и республики Словения приняли участие во Всероссийском совещании по развитию метрополитенов, инициированное Объединением подземных строителей и проектировщиков.

Главной темой совещания стала необходимость изменения существующих направлений и методов подземного проектирования на те, которые позволили бы возобновить строительство метро в городах-миллионниках и решить, таким образом, множество экологических, транспортных и территориальных проблем, возникающих в городах с многочисленным населением.

Не секрет, что основной проблемой воплощения в жизнь проектов расширения сети метрополитенов является недостаточное финансирование, так как строительство метро — дело особо капиталоемкое и федеральным и областным бюджетам оно зачастую не по карману. Неудивительно, что многие проекты подземных объектов на данный момент существуют лишь на бумаге. (В частности, ОАО «Уралгипротранс» в 2013 году были разработаны предпроектные решения и концепция автоматизации второй линии метрополитена г. Екатеринбурга, которую планировалось построить к Чемпионату мира в 2018 году, но о реализации данного проекта из-за отсутствия финансирования говорить пока рано.)

Поэтому специалистами, приглашенными на совещание, в первую очередь обсуждались новые возможности освоения подземного пространства с помощью привлечения средств инвесторов и развития государственно-частного партнёрства. Например, увязав наземные и подземные объекты в единое целое и сосредоточив коммерческие и жилые объекты в непосредственной близости к станциям метро, можно сделать их более привлекательными для вложения инвестиций.

Помимо финансовых вопросов не менее актуальной темой для обсуждения стало комплексное освоение подземного пространства, без которого невозможно формирование комфортной городской среды.

При комплексном подходе за счёт расположения в подземном пространстве транспортной инфраструктуры, гаражей-паркингов для легкового транспорта, устройства подземных транспортных тоннелей и развязок в грузопассажирских напряжённых узлах, строительства подземных переходов и пешеходных тоннелей повышается пропускная способность городских улиц, а для пешеходов максимально освобождается территория на уровне дневной поверхности. Таким образом, мероприятия по развитию подземной инфраструктуры, безусловно, будут повышать социальный и экономический статус города-миллионника.

Удачным примером комплексного подхода к освоению подземного пространства и привлечения средств инвесторов для его осуществления может служить комплекс подземных переходов из станции метро «Геологическая» с выходом в ТРЦ «Гринвич», выполненных по проекту ОАО «Уралгипротранс».

Одновременно со зданием 5-ой очереди торгового центра в эксплуатацию был запущен новый подземный паркинг под ТРЦ, подземный пешеходный переход, имеющий выход к Дендропарку и к станции метро «Геологическая», что позволило покупателям из подземки сразу входить в торговый центр, минуя улицу. Кроме этого в планах застройщиков ТРЦ «Гринвич» построить второй выход со станции метро «Геологическая», которая на данный момент имеет выход на поверхность лишь с одной стороны платформы. Предполагается, что к нему будет проложен наклонный ход из двух пролётов эскалаторов от ТРЦ, а в подземном пространстве должен появиться второй вестибюль станции.

Это уникальное событие для Екатеринбурга, когда строительство подземных переходов и нового вестибюля метро планируется осуществить с помощью финансовых средств частной компании.

В ходе Всероссийского совещания по развитию метрополитенов было озвучено множество других существующих на данный момент проблем подземного строительства , а так же возможные пути их решения. Итоги совещания были подведены его участниками в Резолюции, обращенной к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, в том числе содержащей конкретные предложения по созданию Федеральной целевой программы развития метрополитенов в крупных городах, необходимость в которой давно назрела.

Мы надеемся, что попытка обратить внимание Правительства РФ на проблемы развития метрополитенов увенчается успехом, ведь только поддержка на государственном уровне сделает возможной реализацию крупных проектов транспортной инфраструктуры, имеющих длительный срок окупаемости.