«Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте «ТрансЖАТ-2018»

22.10.2018

17 — 18 октября 2018 года в г. Сочи сотрудники ОАО «Уралгипротранс» приняли участие в IX Международной научно-практической конференции «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте «ТрансЖАТ-2018», к которой была приурочена выставка достижений в области автоматики и телемеханики. Данная конференция собрала около 700 участников, представивших 164 организации, 24 из которых — зарубежные.

Цель мероприятия — обмен опытом и обсуждение актуальных проблем повышения качества создания, производства и обслуживания на железнодорожном транспорте новых технических средств автоматики и телемеханики в соответствии с задачами развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, поставленными в стратегической программе развития ОАО «РЖД».

Конференция проходила в виде панельных дискуссий на следующие темы:
 «Цифровая железная дорога»,
 «Эксплуатационная деятельность»,
 «Информационные технологии».

Во время дискуссий было поднято много актуальных на сегодняшний день тем. Одной из самых обсуждаемых стала тема о назревшей в последнее время потребности в организации единого информационного пространства, имеющего возможность объединить данные, полученные от различных служб ОАО «РЖД» с устройств слежения, контроля и управления поездной работой и организацией перевозочного процесса. Создание подобного пространства позволит значительно уменьшить объем устанавливаемого оборудования, повысить энергетическую эффективность и оперативность реагирования, а также даст возможность решать задачи железнодорожной станции в комплексе.

При этом следует учитывать то, что помимо создания общего комплекса программных средств с выделением уровня доступа для всех дирекций, необходимо будет учесть и соблюсти общие требования к надежности, точности, скорости срабатывания и передаче данных для всех устройств. Поэтому важно еще на этапах разработки и проектирования обеспечить грамотное объединение внедряемых систем, простоту эксплуатации и возможность быстрого устранения возникающих проблем.

Во время дискуссий было поднято много актуальных на сегодняшний день тем. Одной из самых обсуждаемых стала тема о назревшей в последнее время потребности в организации единого информационного пространства, имеющего возможность объединить данные, полученные от различных служб ОАО «РЖД» с устройств слежения, контроля и управления поездной работой и организацией перевозочного процесса. Создание подобного пространства позволит значительно уменьшить объем устанавливаемого оборудования, повысить энергетическую эффективность и оперативность реагирования, а также даст возможность решать задачи железнодорожной станции в комплексе. При этом следует учитывать то, что помимо создания общего комплекса программных средств с выделением уровня доступа для всех дирекций, необходимо будет учесть и соблюсти общие требования к надежности, точности, скорости срабатывания и передаче данных для всех устройств. Поэтому важно еще на этапах разработки и проектирования обеспечить грамотное объединение внедряемых систем, простоту эксплуатации и возможность быстрого устранения возникающих проблем.

Также для минимизации проблем при монтаже оборудования в постах ЭЦ и модульных комплексов, было предложено при проектировании планов размещения оборудования применять 3D моделирование. Однако в ходе обсуждения так и не удалось определить программные средства и вид конечного результата, который удовлетворил бы всех участников, задействованных в процессе создания, воплощения проектов и их дальнейшей эксплуатации.

На выставке, приуроченной к данной конференции, были представлены отечественные новинки, разработанные по современным российским технологиям в целях реализации программы по импортозамещению. Особый интерес посетители выставки проявили к промышленным компьютерам, построенным на базе микропроцессорных систем «Эльбрус» с применением функций защищенных вычислений и предназначенным для использования в тяжелых условиях эксплуатации в масштабах промышленной автоматизации. Для дальнейшего применения в проектах были интересны воздухосборники с управляющей аппаратурой ВУПЗ У, отличительной особенностью которых является электронный регулятор усилия торможения вагонов вагонным замедлителем и большее количество ступней торможения, а также кабельные шкафы с вынесенным на боковую грань модулем грозозащиты, дающим возможность уменьшить количество напольного оборудования.

Кроме обсуждения тем, непосредственно касающихся автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте, во время дискуссий была озвучена не менее актуальная для всех участников тема оптимизации проектирования и влияющих на неё внешних и внутренних факторов. Речь шла о необходимости учёта заказчиком таких слабых мест при определении реальной стоимости ПИР, как:
 некорректное определение лимитов финансирования СМР и ПИР;
 несовершенство нормативной базы для расчета цены ПИР или ее некорректная интерпретация разными организациями по-разному;
 игнорирование требований нормативных документов РЖД при определении объемов работ;
 дополнительные требования эксплуатирующих организаций при согласовании ПСД об увеличении объема работ в титулах по программам безопасности и капитального ремонта;
 отсутствие необходимых исходных данных для определения стоимости до начала проектирования;
 проектирование объектов комплексной реконструкции с большим количеством этапов путевого переустройства;
 изменение требований ТЗ, других исходных данных (например, типа проектируемой системы, этапности переустройства, мощности проектируемого объекта и т.д.) в процессе проектирования.

Также необходимо сделать акцент на более внимательном изучении как строительными организациями, так и дирекциями ОАО «РЖД» предоставленной заказчиком проектной документации, а именно описанных в ней способов ведения строительства, используемых материалов и оборудования, продолжительности «окон» в графике движения поездов. Не менее важна для оптимизации процесса проектирования и четко отлаженная схема претензионной работы с заказчиками и подрядчиками.

 Кроме того, были обозначены и положительные изменения в сфере проектирования, позволяющие минимизировать ошибки при определении стоимости и сроков выполнения ПИР. Например, появление нового этапа проектирования — ОПР (основные проектные решения), который выполняется перед разработкой смет на ПД или РД и определяет основные объемы проектирования и строительства.

 Подводя итоги участия в научно-практической конференции «ТрансЖАТ-2018» хотелось бы поблагодарить её организаторов за насыщенную и плодотворную программу, высокий профессиональный уровень и актуальность предложенных тем.

Наши специалисты имели возможность поделиться опытом, новыми идеями и планами, пообщаться с партнёрами, экспертами, разработчиками средств автоматики и телемеханики, обсудить насущные проблемы и найти эффективные способы их решений.

 

Не менее полезным стало посещение выставки достижений, где современные технические средства и оборудование можно было не только увидеть, но и опробовать, а также получить развернутые ответы на все вопросы, возникшие в ходе ознакомления с ними.