СНАЧАЛА ОСЛАБИТЬ, ПОТОМ - РАЗВЯЗАТЬ

10.05.2012

 

О ПРОЕКТЕ РАССКАЗЫВАЕТ
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ОАО «УРАЛГИПРОТРАНС»
ПЁТР АНАТОЛЬЕВИЧ ЕВДОКИМОВ.
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ ПО-СВОЕМУ УНИКАЛЕН. ПОЭТОМУ И ЕГО РАЗВИТИЕ — ПРОЦЕСС ВЕСЬМА СЛОЖНЫЙ.

— Строгого понимания того, что же такое железнодорожный узел, мне, как ни странно, до сих пор не попадалось. Хотя есть чёткий перечень и определения всех элементов, которые должны в него входить. Как минимум это грузовая, сортировочная, пассажирская и техническая станции. Екатеринбургский узел укладывается в эту схему. Кольцевой по характеру, третий по величине после Москвы и Санкт-Петербурга.

Это сразу семь направлений, из них четыре широтных. Есть обход Южный, который объединяет широтные направления и позволяет пропускать вне города транзитные составы, не требующие переработки именно в узле. И обход Северный, вспомогательный, для разгрузки главного диаметра узла. И последовательно расположены сортировочная и пассажирская станция, ранее вспомогательная сортировочная станция Шарташ, несколько сменившая ныне специализацию, и расположенная на Южном обходе участковая станция Седельниково — здесь обрабатываются транзитные поезда, следующие через узел.

— Пётр Анатольевич, когда вопрос развития узла стал актуальным?

— Объекты железнодорожной инфраструктуры проектируют на определённые сроки. Проекты узлов рассчитаны, как правило, на 25-30 лет и предполагают их поэтапное развитие. Генеральная схема Свердловского железнодорожного узла впервые была представлена как комплексный план развития в 1956 году, затем не раз обновлялась и в 2011 году была актуализирована уже как Генеральная схема развития Екатеринбургского железнодорожного узла. Она находится на рассмотрении ОАО «РЖД» и будет утверждена, как мы рассчитываем, к концу года. Это ориентир для развития основных его элементов. Появятся и условия для взаимодействия с городом, областью в увязке с их градостроительными планами. Это тоже важно, поскольку ряд элементов узла требует дополнительных площадей. И Генеральная схема железнодорожного узла сегодня полностью соответствует планам развития города.

— Какие факторы затрудняют работу узла? Что его «стягивает»?

— Сегодняшняя проблема узла в диспропорции между элементами входными и внутренними. Подходы здесь в основном двухпутные электрифицированные, обладают хорошими пропускными, провозными способностями. А вот инфраструктура внутренняя принять всё это уже не способна. Нужно учитывать и особенность железнодорожного транспорта — он генерирует процесс градостроительства. Хорошо, что сегодня уже есть понимание: железнодорожная инфраструктура Екатеринбурга — это плюс. Просто её нужно уметь эффективно использовать. Во внешних связях железнодорожный узел имеет важное для города значение, по сути, делает его третьим транспортным центром России.

— Особо интересно будущее станции Екатеринбург-Сортировочный. Как она будет развиваться в условиях городской застройки?

— Станцию построили в 1936 году, тогда ещё далеко за пределами города. И пассажирская станция, кстати, когда-то граничила с лесными массивами. Но железные дороги — это как скелет, который постепенно обрастает мышцами. И сегодня мы уже говорим о том, что нельзя пускать в город такие объёмы грузов. Первоочередная задача — вынести за границы Екатеринбурга грузовое транзитное движение, которое сейчас перерабатывает сортировка.

Началось усиление станции Седельниково, оно займёт 2-2,5 года. Когда новые мощности будут добавлены, весь транзит можно отправить на Южный обход (40-45 процентов общего потока грузов, следующих через узел). Остальной грузопоток перерабатывает Екатеринбург-Сортировочный. Вот их нужно отклонить на Северный обход, который находится в промзоне, в городе. Уже начата разработка проектной документации по его усилению. Оно будет заключаться в строительстве второго сплошного пути, обустройстве развязок на разных уровнях. В конце года проектные работы должны быть закончены. При благоприятном раскладе во второй половине 2013-го начнётся стройка, а к концу 2015-го она завершится.

— Периодически озвучивается идея о полном выносе сортировочной работы в Седельниково. Насколько это реально?

— Нынешнее место станции в структуре узла идеальное с позиций выхода на неё с разных направлений. Если её куда-то в иное место вынести, это нарушит конфигурацию и работу всего узла. А в генеральной схеме заложен принцип эволюционного развития и максимального использования всего, что уже есть. Конечно, с модернизацией.

Вообще, нас прямо спрашивали: почему мы сразу не решили проблему узла через перенос сортировочной станции в Седельниково? Ответ есть. Предложить такой проект можно, но двухстороннюю сортировочную станцию, внеклассную, всё равно невозможно перенести в один заход — даже ОАО «РЖД» не обладает для этого средствами. По скромным подсчётам, требуется свыше 50 млрд. рублей. В один миг придётся оголить все инвестиционные возможности компании. При этом грузопотоки будут расти, их нужно перерабатывать. И мы экономически доказали, что этот вариант нежизнеспособен.

Идея такова. До 2025 года действующая сортировочная станция, все её системы работают и модернизируются. Поэтапно развивается и Седельниково. Возводится одна сортировочная система и принимает грузопотоки широтных направлений, которые адресованы не в Екатеринбург и Уральский регион, но нуждаются в сортировке, а затем, постепенно, вторая. Екатеринбург-Сортировочный трансформируется в районную сортировочную станцию под грузы для города и прилегающих к узлу участков.

Тогда всё грузовое движение, идущее на сортировку, будет отправлено по обходу, весь транзит туда же, и на центральном, четырёхпутном диаметре останется только пассажирское движение — дальнее и пригородное. Частоту курсирования пригородных поездов можно будет увеличивать, использовать их для перевозки пассажиров внутри города и переходить к реконструкции станции Екатеринбург-Пассажирский.

— Какие направления будет учитывать эта реконструкция?

— У неё масса недостатков в технологии обработки составов, и реконструкция нужна масштабная, едва ли не в границах выхода и подхода к сортировочной станции. Её конечная цель ~ освобождение от грузового движения. Далее, на станции не разделено дальнее и пригородное движение, они смешаны. Это создаёт неудобства в обслуживании пассажиров и в организации работы. Парки должны быть специализированы.

С учётом всего этого предлагается в треугольник «остановочный пункт ВИЗ — Сортировочная — Звезда», который пока занят частью промышленной территорией, а частью свалкой, поместить ремонтно-эксплуатационное депо. Это будет современная станция для обслуживания пассажирских поездов. Если эту работу сделать к 2020 году, можно развивать вокзальный комплекс.

— А как разделить пассажиропотоки, в том числе в здании вокзала?

— Даже при существующей схеме и двух тоннелях довольно просто разделить пассажиропотоки. Тоннели широкие, двухпролётные, можно отграничить их, допустим, прозрачным стеклом и установить зоны контроля доступа по типу метро или аэропортов. Соответственно разделяем и вокзальные части, и здесь тоже есть несколько вариантов. Оптимальный — для дальнего пассажира, над дальним парком, предлагается соорудить центральный конкорс — фактически отдельный вокзал. В этом случае западный пристрой, его первый ярус, уйдёт под обслуживание только пригородного пассажира. А в далёкой перспективе, когда завокзальный район превратится в жилой, деловой центр, предлагается выстроить здание северного терминала. После уже можно добавить ещё один пешеходный тоннель, восточный, два крайних тоннеля специализировать под пригород. Тем самым мы добьёмся полного разделения дальнего пассажира и пригородного.

— Проект модернизации узла весьма затратный. Возможно ли участие в нём частных инвесторов?

— Если рассудить здраво, в создании объектов транспортной инфраструктуры частного партнёрства, наверное, быть не может. Или же оно просматривается слабо. Хотя бы потому, что проект развития узла не приносит сиюминутной коммерческой выгоды, и даже для ОАО «РЖД» она представляется не совсем очевидной. Это долгосрочные инвестиции, поэтому я сомневаюсь в интересе бизнеса к такому проекту. В то же время бизнес должен проявить интерес к созданию коммерческих площадей на территории вокзального комплекса.

— Пётр Анатольевич, у вас есть уверенность, что нынешний проект будет реализован полностью и в срок?

— Проблемам этого узла уже много лет, но воплощение идей, решений, заложенных ещё в предшествующих работах, всё равно потихоньку идёт, пускай даже не в тех масштабах, которых требует время. Поэтому здесь я — осторожный оптимист. Да, медленно, да, с отставанием, но узел всё-таки развивается поступательно. Первый шаг, по выносу грузового движения, уже будет большим успехом. И когда это произойдёт, все ощутят, как узел изменился.

БЕСЕДОВАЛ
ЕВГЕНИЙ НЕВОЛЬНИЧЕНКО