Проекты

Технико-экономическое обоснование целесообразности строительства южного железнодорожного обхода г. Перми

Главный инженер проекта

Зайцев Юрий Ильич

Генеральный заказчикМинистерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края

Генеральная организация по проектированию

ОАО «Уралгипротранс»




Цель – выбор варианта южного железнодорожного обхода г. Перми и обоснование его экономической эффективности.


Технико-экономическое обоснование целесообразности строительства южного железнодорожного обхода г. Перми разработано Уралгипротрансом на основании технического задания Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края от 31 августа 2007 года. Объем проработок и состав материала соответствуют предпроектной стадии – обоснование инвестиций.


Пермский край занимает важное транзитное положение в транспортной сети России и имеет большой потенциал в его транспортной инфраструктуре для усиления роли в межрегиональных и международных интеграционных связях. Наибольшее значение в перевозках грузов принадлежит железнодорожному транспорту. Удельный вес транзитных грузовых перевозок составляет по Пермскому узлу 79.4%.


В настоящее время реализуется комплекс мер по увеличению транзита транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (на основе Транссиба). Это вызовет в перспективе значительный рост грузопотока по Трансибу, часть которого будет следовать через Пермский ж.д. узел. Кроме того, увеличат объем перевозок предприятия Березниковско-Соликамского промрайона.


Отсутствие обхода делает Пермский транспортный узел труднопреодолимым барьером главного хода дороги. Для пропуска расчетных размеров движения требуются мероприятия по усилению пропускной способности перегонов главного хода или строительства обхода Пермского ж.д. узла. По условиям загрузки участков главного хода (широтного направления) в пределах узла на расчетные годы требуется строительство ближнего или дальнего обходов узла: новых двухпутных электрифицированных линий Ферма – Чайковская (с подвариантами выхода на станции Менделеево или Верещагино) и Кукуштан – Пибаньшур, соответственно, с переключением на них части транзитного поездопотока. Из рассмотренных шести новых вариантов ж.д. обхода, по согласованию с заказчиком, к дальнейшему рассмотрению были приняты два: Менделеево - Ферма (вариант Iа) и Кукуштан - Пибаньшур (вариант II). В результате сравнения основных технико-экономических показателей по вариантам Iа и II, в связи с меньшими приведенными затратами, для дальнейшего рассмотрения в ТЭО принят вариант II.


Рассмотрен также вариант усиления существующей железнодорожной линии на участке Кукуштан – Пибаньшур. При этом, для усиления перегонов главного хода без строительства ж.д. обхода необходимо строительство III и IV ж.д. путей.


К дальнейшему рассмотрению рекомендован вариант южного обхода – строительство новой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Кукуштан – Пибаньшур.


Расчет показателей экономической эффективности проекта выполнен по принятому варианту с учетом календарного плана строительства. Срок окупаемости 14.7 лет.


Строительство обхода позволит:

  • увеличить пропускную способность участка, обеспечив освоение ожидаемых грузо- и пассажиропотоков, что, в свою очередь, увеличит доходы предприятий сырьевого сектора и стимулирует рост производства;
  • существенно повысить среднюю участковую скорость;
  • повысить безопасность движения поездов;
  • снизить себестоимость продукции района транспортом по сравнению с автомобильным;
  • создать благоприятный инвестиционный климат в регионе.

Основные технико-экономические показатели

Категория линии — особогрузонапряженная
Число главных путей — 2
Вид тяги — электровозная, на постоянном токе напряжением 3.3 кВ
Полезная длина приемо-отправочных путей раздельных пунктов — 1050, 1500 м
Вес грузовых поездов: в нечётном направлении — 6000 т, в четном — 4800 (6000) т
Руководящий уклон — 9.0о/оо
Строительная (эксплуатационная) длина участка — 222.6 км
Общий объем земляных работ — 34.4 млн. м3
Централизованные стрелочные переводы Р65 1/11, Р65 1/9 — 444 компл.
Искусственные сооружения:
     – мост через р. Каму — 1167 п.м
     – мосты (большие, средние и малые) — 105 шт
     – водопропускные трубы — 279 шт
     – автодорожных путепроводов через ж.д. пути — 7 шт
     – пешеходных мостов и тоннелей — 6/2 шт
Депо обслуживания локомотивов на ст. Балезино — 36720 м3
Вокзалы — 5 шт
Тяговые подстанции — 11 шт
Контактная сеть главных путей — 453 км