Проекты

Высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва – Казань – Екатеринбург» (ВСМ-2)

Главный инженер проекта

Юдов Ю.Н.

Генеральный заказчикОАО «Скоростные магистрали»

Генеральная подрядная организация по проектированию

ОАО «Ленгипротранс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Субподрядная проектная организация ОАО «Уралгипротранс» выполнила камеральные инженерные изыскания и проектирование на участке ВСМ-2 протяженностью 560 км от Набережных Челнов до Екатеринбурга. На линии ВСМ-2 от проектируемой станции Чернушка ВСМ (Пермский край) проектом предусмотрены скоростные железнодорожные соединительные линии до Перми и Уфы общей протяженностью 410 км.

 

Основной целью проекта является:
- привлечение дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт за счет создания для пассажиров более привлекательных условий перевозок (сокращение времени в пути, повышение комфортности и безопасности поездок);
- организация контейнерных перевозок;
- развитие конкурентной среды в перевозках пассажиров на рынке транспортных услуг;
- повышение уровня технической оснащенности железнодорожного транспорта средствами нового поколения;
- улучшение транспортных связей между регионами Российской Федерации;
- обеспечение повышения уровня мобильности населения;
- снижение экологической нагрузки от железнодорожного транспорта на среду обитания.

 

Объект располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации: Москва, Московская, Владимирская и Нижегородская области; Чувашская республика, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан, Пермский край, Свердловская область. Проектный километраж высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 разбит от км 0 по оси станции Москва-Курская-Пассажирская до км 1529 станции Екатеринбург-Пассажирский.

 

Для обеспечения пассажирских перевозок, непрерывной и безопасной эксплуатации магистрали с заданными функциональными параметрами предусмотрены следующие типы раздельных пунктов: пассажирские станции, технические станции, опорные станции, обгонные пункты, диспетчерские пункты.
Подробно проработана концепция станции Екатеринбург — Пассажирский и вокзального комплекса в ее составе, с организацией многофункционального транспортно-пересадочного узла.

 

На ВСМ-2 предполагается обращение следующих категорий поездов:
- высокоскоростных пассажирских поездов (с допускаемой скоростью до 400 км/ч);
- пассажирских поездов дальнего следования или ускоренных региональных поездов (с допускаемой скоростью 200 км/ч);
- специальных (контейнерных) поездов (с допускаемой скоростью 160 км/ч);
- поездов для технического обслуживания.

 

В основу разработки графика движения поездов на высокоскоростной магистрали были положены следующие принципы:
- возможность использования городского транспорта при проезде пассажиров к вокзалам и от вокзалов на конечных станциях (время движения высокоскоростных и ускоренных региональных пассажирских поездов осуществляется в период с 6 ч 00 мин. до 24 ч 00 мин.);
- максимальная интенсивность движения высокоскоростных поездов (до пяти высокоскоростных поездов в час) в утреннее и вечернее время;
- приоритет при прокладке в графике высокоскоростных пассажирских поездов над другими категориями поездов (ускоренными региональными поездами, контейнерными и специальными поездами);
- движение поездов для технического обслуживания, подвоза грузов на станции магистрали, а также путеизмерителей и дефектоскопов в ночное время (с 23.00 до 05.50);
- обеспечение продолжительности технологического «окна» не менее 4 часов на всех перегонах высокоскоростной железнодорожной магистрали.

 

Разработаны специальные технические условия для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» (СТУ), согласованы письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.11.2013 № 14066-ЕС/03/ГС и утвержденны Первым вице-президентом ОАО «РЖД» 02.12.2013.

 

Проект ВСМ — это принципиально новый высокотехнологичный проект, при реализации которого будут использованы современные материалы и технологии, что создаст предпосылки для развития наукоемких отраслей. Предусматривается локализация производства высокоскоростных поездов на территории Российской Федерации. Принята безбалластная конструкция верхнего строения пути на жестком плитном основании, обеспечивающая повышение стабильности ж. д. пути, более высокие скорости движения, меньшую потребность в ремонтных работах, равномерное перераспределение нагрузок, исключение вылетающих частиц балласта.

 

На ВСМ предусмотрен непрерывный мониторинг состояния земляного полотна и искусственных сооружений; ведется наблюдение за состоянием атмосферы, в частности, за силой и направлением ветра, интенсивностью выпадения осадков, осуществляется контроль сейсмической активности. Полученные данные передаются непосредственно в автоматизированные системы управления движением на высокоскоростной магистрали. Также используются комплексные методы управления движением поездов на базе интегрированных систем сигнализации, централизации и блокировки.

 

Основные технико-экономические показатели

Двухпутная пассажирская железнодорожная линия с колеей 1520 мм для движения высокоскоростных, пассажирских дальнего следования, специальных (контейнерных) поездов;
Эксплуатационная длина участка Москва  Казань  Екатеринбург — 1537 км;
Cкорость движения поездов — до 400 км/час;
Максимальный уклон — 24‰;
Система тягового электроснабжения на ВСМ — переменного тока 2×25 кВ, 50 Гц, на вводах в крупные города возможна система постоянного тока 3 кВ.