Первая линия Екатеринбургского метрополитена

Главный инженер проектаГерасимов Владимир Ильич
Веселовский Владимир Николаевич
Генеральный заказчикАдминистрация г. Екатеринбурга
Генеральная подрядная организация по проектированиюОАО «Уралгипротранс»

 

 

 

 

 

 

Необходимость строительства метрополитена в г. Екатеринбурге была впервые обоснована Генеральным планом города, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР №316 от 25 мая 1972 года. Схемой развития метрополитена были намечены три взаимно пересекающиеся в центральной части города линии.

 

Первая линия проходит  по наиболее загруженному направлению с севера на юг. Она помогла связать крупные промышленные и жилые районы с центром города, а также значительно уменьшила нагрузку на улично-дорожную сеть в зоне своего влияния. Первая линия первоначально заканчивалась на ст. Чкаловская, но затем, в связи с активизацией жилищного строительства в юго-восточной части города и, как следствие, значительно возросшем пассажиропотоке на этом направлении, было предложено продлить линию до ст.Ботаническая. После выполнения необходимых расчетов и технико- экономического обоснования  городская  администрация приняла решение о целесообразности этого предложения.

 

Первая линия метрополитена запроектирована и построена в классическом исполнении с двумя параллельными однопутными тоннелями. Пять станций глубокого (в центральной части города)  и четыре  мелкого заложения. Глубина заложения и тип станций обусловлены  их расположением, а также характером инженерно-геологических условий.

 

Открытым способом сооружались станции мелкого заложения:

-      колонные (ст. Проспект Космонавтов, ст. Машиностроителей);

-      односводчатая (ст. Уралмаш);

-      двухъярусная колонная(ст. Ботаническая).

 

Станции глубокого заложения сооружались закрытым способом:

-      пилонная (ст. Уральская);

-      колонная (ст. Площадь 1905г.);

-      односводчатая (ст. Динамо);

-      односводчатые двухъярусные (ст. Геологическая, ст. Чкаловская).

 

При строительстве метрополитена в Екатеринбурге проектировщикам, при поддержке строителей, удалось на практике осуществить смелые инженерные замыслы.   Впервые в России была предложена и реализована односводчатая двухярусная станция Геологическая с размещением в надплатформенном пространстве блока технических помещений, что позволило значительно сократить длину станционного комплекса и уменьшить его строительный объем.

 

Впервые в России на станции Чкаловская были применены временные конструкции из набрызг-бетона по наружному своду пролётом 24 м, которые затем  были включены в совместную работу с постоянной железобетонной обделкой.

 

Впервые в России односводчатые станции глубокого заложения Геологическая и Чкаловская были построены в скальных грунтах по «ново-австрийской» технологии.

Для обслуживания подвижного состава метрополитена на примыкании к линии построено электродепо «Калиновское». Управление первой линией метрополитена осуществляется из Инженерного корпуса, построенного в районе станции «Площадь 1905 года». Инженерный корпус имеет непосредственную связь с первой линией.

 

 Основные технико-экономические показатели

Эксплуатационная длина  —  12.7 км
Количество станций  —  9
Перевезено с 1991 г. по 2013 г  —  695 млн. пасс.
Перевезено в 2013 г —  52.4 млн. пасс.
Время поездки  —  17.4 мин.